По дороге к семейной жизни - Гайская Новь

По дороге к семейной жизни

11.10.2024 15:32

Издревле считалось, что свадьба — это одно из наиважнейших событий в жизни каждого чуваша, которое символизирует продолжительность рода. Если же человек не вступал в брак и не обзаводился потомством, считалось, что он совершил грех. Поэтому для чувашей подготовка и проведение народной свадьбы проходит по всем заведенным обрядам и традициям. Какие из них ушли в прошлое, а какие соблюдаются и в современном обществе? Об этом мы и поговорим в сегодняшней публикации.

Свадебные ритуалы и обряды чувашей создавались народом на протяжении всей истории. Каждый из них играет определенную роль, например, один оберегает молодоженов от злых духов, а другой приносит счастье в дом. Обычно это торжество длится несколько недель, при этом соблюдается последовательность традиций.

Ищу тебя

Первый этап — это поиски жениха и невесты. Издревле было принято рассматривать кандидатуры в соседних деревнях, чем дальше от родной, тем лучше. Для чего это делалось? Главная причина, чтобы обрученные не оказались близкими родственниками, как минимум в семи поколениях.

Знакомство молодых происходило разными путями. Наиболее распространенный из них – организация весенних массовых гуляний. На таких играх успевшие приглядеть себе парня, а также сосватанные дарили своим избранным собственно сшитые кисеты с положенными туда колобками. У девушек в обыкновение было дарить любимому вышитый носовой платок.

Часто представители чувашской национальности устраивали праздники и ярмарки, на которые приезжала молодежь из самых дальних деревень, чтобы познакомиться друг с другом. Гуляя вместе по базару, юноша и девушка старались узнать друг друга получше. Во время такого знакомства парень обычно угощал свою потенциальную невесту орехами и пряниками. Принятие гостинцев понималось как проявление любовной симпатии.

«Выкраду вместе с забором»

— Молодежные игры изобиловали обрядами кражи невесты. В обрядовых песнях символическая угроза со стороны парня была явной: «Девушку увезем, а дом разрушим, — рассказывает наш гид по национальной культуре Валентина Федоровна Ишутова. – Кража (или умыкание) происходила, как правило, в двух случаях: из-за бедности, не позволяющей заплатить калым и организовать свадьбу на должном уровне, или же несогласия на брак родителей невесты. Избранниц парни «умыкали» чаще всего ночью, когда девушки начинали расходиться с гуляний. Наиболее проворные запрягали коня в телегу, подкрадывались поближе к той, что пришлась им по сердцу, и, завлекая ее в сторонку, увозили.

Сваты идут!

Второй этап – сватовство – обычно проходит в весеннее время, до начала полевых работ. Следуя традиции, к избранной девушке парень посылал сватов. Делегация для переговоров формировалась в следующем нечетном составе: старший дружка – родственник жениха, который должен был договариваться с родителями девушки; младший дружка – его выбирали из молодых родственников жениха, он должен был вести переговоры со свитой невесты, петь песни на свадебном торжестве; другая родня или хорошие знакомые.

В доме невесты гости рассказывали девушке о цели визита, и если ее родители давали на свадьбу согласие, то через пару дней приезжали отец и мать жениха. Они знакомились с девушкой, договаривались о приданом и калыме (выкуп), после чего назначали день свадьбы, на подготовку к которой отводили обычно не более трех-пяти недель. Хозяева дома в ответ готовили угощение, а девушка, соблюдая чувашскую традицию, преподносила будущим свекрам в подарок полотенца и рубахи.

Подготовка к свадьбе – дело серьезное

Следующий этап – это непосредственно подготовительный процесс, предшествующий главному торжеству. За пару дней до церемонии молодая пара обходила родственников со свежесваренным пивом и приглашала на свадьбу. Родня жениха собиралась у него дома, чтобы помыться в специальной затопленной по этому случаю бане – туй мунчи. Умывшись и переодевшись, старики садились за стол, а молодые, стоя перед ними, просили благословения на проведение свадьбы.

— В доме жениха парню помогали одеться в национальный костюм близкие родственницы (чаще всего золовка). В качестве верхней одежды служил кафтан или халат. Кафтан подпоясывался большим кушаком зеленого или синего цвета, сзади к нему привешивали короткие платки или полотенца, — говорит Валентина Федоровна. – На голову жениху надевали большую шапку из овчины или меха, на руки – кожаные рукавицы или перчатки. Кроме этого молодой держал нагайку – саламат. Облачившись, он выходил на крыльцо, где младший дружок и холостые парни танцевали, запевая свадебные песни. Свою «экипировку» будущий глава новой семьи не снимал на протяжении всей свадьбы, потому что по обрядовой одежде жениха родственники невесты составляли мнение о его положении в обществе.

Широко распространен среди представителей чувашской культуры обряд коленопреклонения жениха перед родителями и стариками рода. Те в ответ дарят ему определенное количество скота и другое имущество.

В доме невесты в ожидании жениха родственники накрывали стол. В это время в соседней комнате подружки одевали плачущую девушку. Это еще одна чувашская традиция. Во время плача невеста должна вспоминать родителей, братьев, сестер, свое детство и родной дом. Под грустную песню она причитает о том, как не хочет уходить из отчего дома в чужой. Обычно этот процесс затягивался на несколько часов, после чего молодую выводили к жениху.

Далее можно заметить еще одну традицию: невеста кладет в руки свекру и свекрови белую ткань, при выходе они вытирают лицо этой тканью, в знак долгой совместной жизни, то есть пока волосы не станут белыми. По обычаю молодые принимали благословение от родителей невесты, а та в свою очередь прощалась песней-причитанием. Затем жених увозил ее в свой дом, по пути к которому бил три раза нагайкой окружающее их пространство, чтобы отогнать злых духов.

 В дом жениха молодожены приезжали ближе к вечеру. Обычно парень заносил девушку на руках и ставил ее на расстеленный перед порогом войлок. Это делалось для того, чтобы защитить дом от злых духов. На ночь невеста вместе с родственницами жениха и приглашенными гостями оставалась в доме у молодого супруга. Утром новобрачные отправлялись в церковь на венчание, после чего девушку переодевали в национальный наряд замужней женщины. И свадебный пир продолжался. Вечером супругов оставляли наедине.
Вместе и навсегда

После официальной части молодоженам следовало исполнить ряд важных обрядов и традиций для крепкой семейной жизни. Например, после свадьбы молодая супруга должна была принести в дом ведро с водой. Однако сестра жениха трижды не давала ей наполнить ведро, и лишь на четвертый позволяла выполнить эту задачу.

Первые три дня после свадьбы молодоженам запрещалось наводить порядок в доме, этим занимались родственники, за что потом молодая жена одаривала их подарками. Также было запрещено жениху танцевать и веселиться на собственной свадьбе, потому что считалось, что это действие может привести к тяжелой семейной жизни.

— Среди чувашей разводы были очень редки. Они в принципе не одобрялись чувашским этикетом и воспринимались как явление безнравственное, — подчеркивает наш эксперт. — Традиционная форма развода заключалась в разрезании женской головной повязки (сурпана), после чего жена уходила от мужа и оба становились свободными.

Современные чуваши редко соблюдают свадебные традиции полностью, но некоторые обычаи популярны до сих пор. За него отвечают родители, в доме которых играется свадьба. На длинное красивое полотенце кладут круглую буханку черного хлеба с хорошо укрепленной в середине солонкой. Приветственную речь произносят теща или свекровь. Молодые отщипывают или откусывают хлеб, макают его в соль и съедают. Считается, кто больше откусил – тот и хозяин. Этот обряд символизирует истинное и чистосердечное согласие идти вместе по жизни и является знаком того, что с этих пор молодожены будут как бы крохами одного хлеба.

Гости кидают вслед новобрачным пшено, зерна, конфеты, хмель, монеты, как символ богатой жизни. Как правило, в течение года новобрачные навещают своих родственников и родителей для укрепления родственных связей.

Поделиться в соц сетях:

Вам также может понравиться:

Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.